Валентин
(ок. 100 – ок. 160 гг.), античный философ, представитель раннехристианского гностицизма. Основал свою школу в Риме. Один из наиболее известных гностических авторов, называл праведный небесный дом Софии Плеромой, греческим слово, означающим «Полноту». Его сочинения написаны чаще всего в форме философского комментария к Ветхому и Новому Завету и посвящены моральным выводам из космологического учения, в центре которого — представление о падении человеческой души как параллели падению мировой души — Софии. Все сохранившиеся высказывания Валентина были известны лишь из сочинений Климента Александрийского.
Джон Ф. Нэш
София: гностическое наследие
http://castalia.ru/gnostitsizm-perevody/572-dzhon-f-nesh-sofiya-gnosticheskoe-nasledie.html
Гностическая традиция и Мать-Богиня. Элейн Пейджелс. Отрывок взят из книги Элейн Пейджелс «Гностические евангелия».
Цит.по: Берстейн, Д. Секреты кода: путеводитель по загадкам «Кода да Винчи» / Дэн Берстейн; пер. с англ. А. Бушуева. — М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.
Валентин, учитель и поэт, начинает с предпосылки, что Бог вообще не поддается описанию. Однако, по его мнению, божественное начало может быть представлено как некая диада, состоящая, с одной стороны, из Невыразимого, Глубины, Первичного Отца и, с другой, — Благодати, Тишины, Чрева, «Матери всего сущего».
Валентин утверждает, что Тишина — подходящее дополнение для Отца, первое описывается как женское начало, а второе — как мужское по причине грамматического рода этих греческих слов. Он описывает, как Тишина принимает, словно в чрево, семя Невыразимого Источника; отсюда она порождает все воплощения божественности в гармоничных парах мужской и женской энергий.
Последователи Валентина обращались к ней с молитвами о защите как к Матери и «мистической, вечной Тишине». Например, Марк вызывает ее как Благодать (на греческом — слово женского рода charis): «Да наполнит Она — которая существовала еще до всего сущего, непостижимая и неописуемая Благодать — тебя изнутри и умножит в тебе свое собственное знание». Во время тайного исполнения этой мессы Марк учит, что вино символизирует ее кровь. Когда предлагается чаша с вином, он говорит, что «Благодать наполнит» всех, кто будет пить из этой чаши. Пророк и ясновидец Марк называет себя «чревом и получателем Тишины». Он утверждал, что видения божества являлись ему в женском обличье.
Цит.по «Чаша и клинок» Риан Айслер
М., изд-во «Древо Жизни», 1993. Пер. с англ.: Лариса Васильев
Нечто подобное проповедовал учитель и поэт Валентин: хотя Божество принципиально неописуемо, его можно вообразить как диаду, имеющую две ипостаси — женскую и мужскую. Другие настаивали на андрогинической природе божественного или же определяли Святой дух как женское начало, так что используя христианскую традицию, можно сказать: от союза Отца с Духом, святым, или Божественной Матерью родился их Сын Иисус Христос.
Цит.по: Утерянные учения Иисуса о правах женщин.
Лекции Элизабет Клэр Профет 15 февраля 1991 г.
Влиятельный гностический учитель Валентин учил, что Божественное состоит из двух элементов: Первоотец (которого он описывает как Невыразимого или Глубину) и Мать Всего (которую он назвал Милость, Безмолвие, Чрево).